Доброго и вечного займем у религии
25 февраля 2006 года

Теперь уже не только министры образования и культуры, но и генеральный прокурор России ратует за внедрение в светских учебных заведениях духовного образования: "Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда душа ребенка открыта...". Устав бороться с преступностью вообще и коррупцией среди своих подчиненных в частности, генпрокурор пришел к печальному выводу: "Когда в обществе утрачивается понятие греха и стыда, порядок в нем может поддерживаться только полицейскими. Но и сам полицейский - плоть от плоти этого общества, в котором нет греха и совести... Большинство наших проблем связано с нравственностью, а точнее - с ее отсутствием".

В поисках утраченной нравственности федеральные чиновники собираются пустить религию в школы (ввести спецпредмет) и вузы (открыть специальные теологические факультеты). Поскольку в прошлый раз минобраз здорово обжегся на своей инициативе и подвергся шквальной критике: "Почему все школьники должны изучать "Основы православной культуры", если Россия - многоконфессиональная страна?", "По закону церковь отделена от государства, значит, религии вообще не место в государственной школе!", сейчас образовательные чиновники проявляют осторожность и на смену учебнику "Основы православной культуры" готовят учебник "История мировых религий".

Хотя надо сказать, что предмет и учебник "Основы православной культуры" похоронили не везде. В некоторых российских регионах - в Калужской, Владимирской, Калининградской областях предмет все же ввели распоряжениями местных властей и даже выставляют по нему зачет в аттестат зрелости. Дети, правда, посещают уроки "православия" по заявлению родителей, но желающих оказалось больше, чем нежелающих.

- Пожалуй, сегодня действительно назрела необходимость приобщать детей к духовным ценностям и давать школьникам общее представление о религиях, ведь ни одна религия не учит ничему плохому, - считает начальник отдела дополнительного образования и воспитания Минобрнауки РТ Рево Валеев. - В 90-е годы к нам в министерство обращались представители разных конфессий с просьбой пустить их в школы, но мы всегда жестко отказывали, мотивируя, что у нас в стране светское образование. Так что со временем вопрос отпал сам собой, к нам и обращаться перестали. А теперь позиция государства в этом вопросе начинает меняться...

Школьные педагоги-практики, воспитанные на лозунге: "Церковь отделена от государства!", тоже уже пересматривают свои атеистические взгляды и не вздрагивают при слове "религия", как вздрагивали еще недавно.

- Так в мире-то что сейчас творится! Какая война разразилась из-за карикатур на пророка Мухаммеда! - ужасается завуч 4-й казанской школы Зинаида Шарова. - Поэтому школа больше не может делать вид, что религии не существует, дети должны получить представление о разных религиях, чтобы научиться понимать и уважать чувства других. Разумеется, мы не должны насаждать школьникам религиозные догмы, но изучать религии в культурологическом и историческом плане необходимо.

- По-моему, предмет "история мировых религий" обязательно вызовет интерес у детей, - уверена завуч 75-й гимназии Галина Кондратьева. - Ведь Библия, Коран - величайшие памятники мировой культуры, на их основе создано столько шедевров искусства! А что знают о них школьники? Ничего! В учебнике литературы за пятый класс есть несколько библейских легенд, в учебниках для старших классов косвенно упоминаются какие-то сюжеты, но такие знания даже поверхностными не назовешь, они вообще ни на что не претендуют. Если мы хотим воспитать детей поликультурными, гармоничными личностями, нужно изучать религии в контексте культуры. Правда, для этого придется готовить специалистов.

Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"